За последние пять-семь лет понятие «социальный работник» стало намного шире с точки зрения компетенций, сфер деятельности и форм участия, сегодня к государственному сектору, в котором обычно задействованы социальные работники, присоединились и сотрудники НКО, и социальные предприниматели.
Социальная работа – это призвание, а социальные работники – это в первую очередь люди с большим сердцем, которые выбирают не просто помогать, а предлагают целые решения, чтобы жизнь конкретной категории людей стала лучше и качественнее. В эту сферу приходят инициативные и активные люди, чтобы менять ситуацию к лучшему.
«Безусловно, для людей пожилого возраста или имеющих инвалидность очень важно иметь возможность оставаться дома, в привычной среде, среди своих близких. Потому работа, связанная со стационарозамещающими технологиями, чрезвычайно важна», – утверждает Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федерации.
Социальный работник сегодня, по мнению директора Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты России Тараса Николаевича Васько, это мост, который связывает человека с жизнью и не позволяет ему провалиться в депрессию.
«Соцработник – это в хорошем понимании друг, который приходит в тот момент, когда тяжело», – говорит Т.Н.Васько.
По его словам, функция соцработника «подай-принеси» давно перешла на другой уровень. Это связано в том числе и с развитием цифровизации. Однако, человеческое общение не заменит «никакая цифра». И задача соцработника – не сесть и заказать через интернет продукты, а прийти и поговорить.
Антон Николаевич Островский, декан факультета управления, руководитель Центра медиации и общественного взаимодействия Российского государственного социального университета, связывает будущее социальной работы с цифровизацией и инновационными технологиями.
Говоря о перспективах развития социальной сферы президент РФ В.В.Путин отметил, что искать новые решения нужно в диалоге власти с представителями профессионального сообщества и центра с регионами. По его мнению, «именно люди на местах могут поделиться интересными проектами и практиками, которые можно в дальнейшем распространить на всю страну».
Главная цель социальной сферы – улучшение качества жизни населения. Применение информационных технологий в социальной сфере – это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т.п.
Социальные работники Грачевского центра социального обслуживания населения одними из первых стали использовать планшетные компьютеры для внесения услуг в информационную систему социального обслуживания, которая вывела работу на новый, актуальный уровень. Информационная система позволяет аккумулировать, анализировать статистическую информацию, сохранять данные в удобном для всех пользователей виде, сопоставлять различные показатели для их своевременной оценки, осуществлять контроль и производить анализ деятельности сотрудников, рационализировать использование рабочего времени и повысить качество предоставления услуг.
В 2023 году социальные работники Грачевского надомного отделения протестировали на практике функцию «Мобильный учет с геолокацией» на планшетных компьютерах и смартфонах. При просмотре отчета работника есть возможность увидеть маршрут движения, километраж пути и перечень услуг, предоставленный получателю. Приложение позволяет вносить услуги нескольких посещений в день раздельно, визируя каждое посещение подписью, реализована возможность просмотра услуг и подписей нескольких посещений. Использование смартфонов в информационной системе получило положительную оценку от работников, как более компактное, «быстрое» и эффективное устройство.
Социальный работник будущего – работник, владеющий технологиями!

Д.Денисенко, заведующий ОСОД с. Грачевка